> Перейти на ГЛАВНУЮ Княжна Полоцкая Преподобная ЕвфросинияОпубликовано: 11.1.2008
Полоцкое княжество издревле соперничало, а то и враждовало с. Мономаха в году полоцкие князья. Всеславичи, в том числе отец. Святослав, младший из шести братьев. Всеславичей, демонстративно перестали считаться с его сыном преемником, киевским князем.
Началась феодальная усобица, длившаяся несколько лет. В году разгневанный. Владимирович совершил первый большой поход в. В году, решив окончательно расправиться с непокорной полоцкой княжеской ветвью, Мстислав захватил в плен сыновей и внуков. Брячиславича, лишил их престолов и имущества и сослал в далекую. Византию вместе с женами. Три года престол в. Полоцке принадлежал сыновьям киевского князя. Изяславу, а потом сменившему его брату. Однако одному из потомков. Брячиславича, внуку. Святославовича, родному брату. Евфросинии, удалось избежать ссылки в. Византию, куда были отправлены его родители и другие полоцкие князья. В году полоцкое вече изгнало. Мстиславича из города и призвало на княжеский престол юного князя. В условиях, когда полоцкая княжеская династия оказалась в столь трудном положении, а князь. Василько был совсем еще юным, всю полноту светской политической власти в. Полоцком княжестве взяла на себя его сестра, княжна монахиня. Верховное правление. Евфросинии продолжалось довольно долго, пока не вернулись из ссылки уцелевшие старшие члены полоцкой династии. Не случайно некоторые ученые называют период тридцатыц пятидесятых годов. Полоцкого княжества полоцким матриархатом.
Спасо.
Преображенская церковь. Об этом же свидетельствует уникальная находка, обнаруженная в. Рюриковом городище, личная печать.
Княжна монахиня занималась оформлением официальных документов и, обладая этим правом, была владетельницей печати, или буллы, которая являлась знаком придания соглашению юридической силы и привешива лась к деловым бумагам на шнурке. Став в двадцать два года правительницей. Полоцкого княжества и обладая недюжинным умом, Евфросиния оказалась столь же мудрой правительницей, сколь и вдохновенной просветительницей. За несколько лет она помогла. Полоцкой земле оправиться от разрушительных княжеских междоусобиц, наладить мирную жизнь, восстановить торговлю, возродить ремесла. Полоцк переживал настоящий культурный подъем. В цветущем состоянии пребывал и. Полоцкий женский монастырь. Евфросиния собрала вокруг себя талантливых зодчих, живописцев, мастеров ювелиров, музыкантов. Осуществился наконец и давний замысел. К году по ее заказу прославленный полоцкий зодчий. Иоанн воздвиг прекрасную каменную церковь знаменитый. Евфросиньевс кого монастыря. Тонкий художественный вкус, смелость творческих идей, высочайшая образованность полоцкого архитектора в сочетании с большим опытом его артели строителей позволили соорудить. Спасский собор в течение тридцати недель. И при этом создать подлинную жемчужину древне русского зодчества. Замечательно и то, что каменный храм, воздвигнутый в. Евфросиньев ском монастыре, вообще был одним из первых храмов на. Руси, посвященных новому церковному празднику. Спаса, который был установлен в. Византии лишь пятью годами ранее августа года. В художественном отношении. Спасский собор полоцкого. Евфросиньевс кого монастыря представляет собой первый в древнерусской архитектуре образец динамичного построения крестовокупольного храма, создающего впечатление ступенчатой, стремящейся вверх композиции.
Эти самобытные творческие идеи полоцкого зодчего. Иоанна очень скоро получили распространение в других городах. Смоленске, Новгороде, Рязани, Пскове, Чернигове, Гродно. Внутри западной стены. Спасского храма полоцкие строители каменщики устроили лестничный ход, который вел на хоры, по сторонам которых были две кельи. По преданиям, одна из них предназначалась для.
Евфросинии, другая для ее сестры.
В Полоцком. Спасском соборе почти полностью сохранилась замечательная роспись. Х века единственная в западных областях. Расчищенные древние фрески написаны минеральными красками по сырой штукатурке и потому не изменили за восемь веков ни своей цветовой гаммы, ни художественной выразительности. Фресками украшены стены и столбы внутри храма. Самый поразительный по красоте лик молодой монахини находится на грани северо западного столба. Черты лица изображенной здесь молодой женщины настолько индивидуальны и прекрасны, а образ полон такой одухотворен ности и трепетной выразительности, что исследователи пришли к выводу этот шедевр древнего живописца портрет реального человека, жившего восемь веков назад. Предполагают, что это изображение. Полоцкой, по заказу которой был построен и богато расписан. Если согласиться с этим предположением, то нетрудно понять, почему так восхищала и вдохновляла современников полоцкая княжна монахиня. И через столетия большие и выразительные глаза. Евфросинии смотрят на вас с проникновенным вниманием и добротой. Тонкие, изящно выгнутые брови подчеркивают и неподдельное участие, и просветленность, и поддержку преуспевавшим в добродетели, и радостное восхищение прекрасными плодами великих трудов прямой, безукоризненно правильной формы нос почти сливается с длинной дугой бровей и говорит о необычайной силе духа, волевом и деятельном характере полоцкой княжны монахини и правительницы, а небольшой и изящно очерченный рот выдает натуру чувствительную, восприимчивую, художественно одаренную. Изысканный художественный вкус знаменитой полоцкой красавицы наиболее ярко проявился в ее причастности к созданию редчайшего произведения прикладного искусства. Х века, вошедшего в историю мировой культуры под названием крест. Этот шести конечный напре стольный крест изготовил в году для. Спасского собора по заказу. Евфросинии полоцкий мастерювелир. Спасскому собору уникальную реликвию, Евфросиния. Полоцкая не пожалела ни средств, ни времени, ни сил. В Полоцк было доставлено честное древо кипариса, золото и серебро, драгоценные камни и жемчуг. Византии доставили частицы мощей, которые должны были поместить в реликвию. На кресте среди эмалевых ликов мастер изобразил трех святых, имеющих отношение к семейству заказчицы. Евфросинию, Георгия и. Евфросинии, Георгий крестильное имя ее отца, князя. На боковых сторонах шести конечного креста, покрытых серебряными пластинами в два ряда по спирали выбита пространная надпись, из которой мы узнаем имя мастера, в каком году, для кого и из каких материалов сделан крест.
Вторая часть надписи содержит заклинание против воровства и страшное проклятие тому, кто осмелится унести крест из монастыря, а тем более продать другому. Надпись на кресте содержит сведения о цене материалов, употребленных мастером ювелиром, гривен, и сумме, которую получил. Богша за свою работу, гривен. Это значит, что сама. Полоцкая пожертвовала на создание этого замечательного художественного произведения гривен. Чтобы представить, что значила эта сумма в. Х веке, достаточно сказать, что подобную сумму годового налога смоленский князь получал с отдельных областей.
Судьба этой реликвии может послужить сюжетом для исторического романа. Х века напре стольный крест хранился в. Евфросиньевс кого монастыря. Полоцк был включен в состав. Великого княжества. Литовского, смоленские войска, захватившие. Полоцк, перенесли святыню в. Смоленск, чтобы эта реликвия не досталась врагу.
До начала. Х века крест хранился в.
Только после взятия. Смоленска в году великий князь московский. Василий перевез крест. . Грозный, собираясь в поход на безбожную. Литву, вспомнил, что видел както в своей царской казне необычайно красивый крест.
Вспомнил он и о заклинании. Да не изнесеться из монастыря никогда. Царь, как сообщается в. Никоновской летописи, велел тот крест обновить и дал клятву вернуть крест на прежнее место, как только отвоюет у. Великого княжества. Полоцк был взят штурмом и крест вернулся в. Евфросиньевс кого монастыря. Реликвию решили оставить в. Полоцке, хотя война с. Польшей продолжалась.
Однако всетаки нашли благоразумным перенести ее в более надежное место. В напоминающем крепость. Софийском соборе крест. Полоцкой спрятали в нише, которую наглухо закладывали во время вражеского нашествия. Полоцк был захвачен. Евфросиньев ском монастыре вплоть до года обосновались иезуиты. Софийского собора, то он несколькими годами позже перешел к униатам. Софии до упразднения церковной унии в первой половине века. В году архиепископ. Лужинский решил везти крест. Евфросинии в столицу. России, чтобы собрать деньги на реставрацию православных церквей воссозданной епархии.
|